Конги обычно основной инструмент любого набора перкуссии (На Кубе конги называют еще тумбадоры. А конга - это один барабан из набора тумбадор. Есть кинто, конга и тумба. Конга - средний по размеру барабан). Инструмент с африканскими корнями (Congolese) по форме и размерам родом с Кубы. Так как те африканские барабаны – это еще не конги. Изначально они делались из выдолбленных стволов деревьев, форма у них была цилиндр или усеченный конус. Конги же появились, когда африканские рабы стали использовать для своих барабанных нужд бочки, изобретение белого человека. Получалась более округлая форма, звук плотней и "круглее". Кубинская тумбадора (tumbadora), другое название инструмента, приобрел известность в начале 30-х годов прошлого столетия. Несмотря на кубинское происхождение, конги можно услышать почти в любом музыкальном стиле.

Конги дают более низкий тон, чем часто используемые в связке бонги. Бонго (bongo) – основной ритмический инструмент в ритмах народной кубинской музыки, популярность которой пришлась на 1900-е.

Бонги использовались в соло и в импровизации, со временем в прочной связке появились конги.

Ритмы стиля румба (rumba), изначально играли на деревянных коробах (cajones), а затем на конгах в следующей инструментовке: нижний диапазон – bajo, основа ритма – segunda, и солирующий, самый высокий по диапазону барабан – quinto. Наиболее популярный подстиль румбы, играемый на трех барабанах, называется Guaguanco.

Данная градация по размерам и терминологии нашла свое отражение в названиях в массовом производстве: тумба (tumba) – самый большой, обычно 12,5” в диаметре, затем конга (conga) 11,5”, и самый маленький кинто (quinto) размером в 11”. Некоторые производители, предлагают экстра размеры – от 13” – 14” до 9”-10”.

Исторически сложилось, что на барабанах, как правило, играют сидя и комфортный размер барабана в высоту 28”-30”.

Покупка конгов: Сейчас на рынке в основном инструмент из дерева и фибергласса. Дерево в большинстве случаев – дуб. Дуб дает теплое, “традиционное” звучание, в сравнении с фиберглассом. Фибергласс практичнее, так как прочный и дает более “пробивной” звук. По этим причинам, деревянные конги используются дома или в студии, а фиберглассовые на уличных выступлениях. Большинство конгов комплектуют “натуральной” кожей. Как правило, это кожа буйвола. Лучшими характеристиками обладает кожа спины животного, а качеством похуже кожа живота. Натуральная кожа обладает насыщенными тонами, поэтому и используется повсеместно, но у нее есть и недостатки. Натуральная кожа пористая и быстро приходит в негодность от влажности и перепадов температуры. Во время жаркого уличного выступления, кожа быстро теряет строй, так как впитывает влагу. От настройки она растягивается и теряет музыкальные качества. Очень важно, после выступления ослаблять натяжение кожи.

Компании Remo и Evans выпускают изумительные пластики для игры руками (про производство пластиков см. раздел Статьи – прим. Drumspeech.com). Их звучание приближенно к звучанию натуральной кожи и они избавлены от перечисленных выше недостатков, что делает их незаменимыми в ситуации выступления на открытом воздухе.

Когда вы определились с брендом, выбрали между деревом и фиберглассом, между натуральной кожей и пластиком, осталось решить сколько и каких размеров брать. Обычно продают в паре quinto и conga. Но вы в праве сами выбирать комбинацию – conga и tumba, quinto и tumba. В зависимости от исполняемой музыки.

Настройка: На какую ноту настраивать? Частый вопрос, на который нет простого ответа. Каждый размер барабана имеет свою высоту тона, на которой он лучше всего резонирует.

1) Начинайте настройку с более низкого по звучанию барабана, предварительно убедившись, что все гайки на нижних концах натяжных крючьев расслаблены, после чего закрутите каждую пальцами до легкого натяга.

2) Используя специальный ключ, начинайте с любого лага – закрутите гайку на полоборота и следуйте дальше в одном и том же направлении (по или против часовой стрелки).

3) После каждых двух проходов по кругу проверяйте высоту тона легким постукиванием по мембране (как правильно это делать, будет описано в следующем разделе). Проверьте, не натянута ли мембрана с одной стороны слабее, чем с другой. Это особенно важно при использовании мембран из натуральной кожи, поскольку в таком случае может иметь место неравномерность поверхности (кое-где кожа может быть слегка толще или тоньше), из-за чего при настройке приходится уделять слабому месту больше внимания. Следите, чтобы во время настройки мембрана оставалась равномерно натянутой и ровной.

4) Когда достигнете нужного вам тона, барабан должен "петь" и резонировать громко и свободно.

5) Повторите шаги 1-4, чтобы настроить второй барабан меньшего размера. Обычный интервал между настройками – чистая кварта. Знаете «Свадебный марш» Вагнера, который еще называют "Here Comes the Bride" («Вот идет невеста»)? Интервал по высоте, который исполняется от "here" к "comes" – это и есть чистая кварта, на фортепиано он соответствует интервалу между нотами «соль» и «до». Это очень распространенный интервал настройки между двумя конгами.

6) По окончании игры не забывайте расстроить барабаны, чтобы сохранить долговечность натуральной кожи (для этого проделайте в обратном порядке шаги 4-1). Для синтетических мембран, или пластиков, этого делать необязательно.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/1.jpg

ТЕХНИКИ ИГРЫ РУКАМИ. Игра на конгах требует гораздо больше творческого подхода, чем считают большинство людей. Судите сами: каждый барабан обладает одним-единственным тоном, а пара барабанов дает всего лишь две ноты, с которыми вам предстоит работать. И все! Фортепиано дает 88 нот. Тем не менее, изменяя манеру удара по конгам, мы меняем звуковые характеристики – или тембр – каждого барабана. Существует шесть основных техник игры руками. Они будут составлять базовую основу вашей игры на конгах. Прежде всего займите следующее положение: сядьте и поместите одну конгу между ног. Если вы немного отклоните от себя барабан, то дадите ему возможность «дышать» снизу, что обеспечит более хорошие звуковые качества. Это распространено среди сидящих исполнителей. Плечи расслаблены настолько, что под мышки можно спокойно сунуть по барабанной палочке и таким образом отрабатывать технику. Предплечья расположены параллельно полу, спина прямая (см. рис. 1). Во время тренировки следует постоянно помнить об этом расслабленном положении. И наконец, мысленно представьте себе стеклянную полку, подвешенную в 6-8 дюймах над мембраной. Во время тренировки старайтесь не поднимать кисти слишком высоко над поверхностью мембраны, чтобы не задеть «стекло». Скоро вы поймете, что расслабленные руки и хорошая техника всегда эффективнее силы. Помните: все, что относится к правой руке, в равной же степени относится и к левой.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/2.jpg

ОТКРЫТЫЙ ТОН (OPEN TONE). (рис. 2) Основная техника. Вначале свободно положите одну кисть на мембрану, пальцы вместе, костяшки на уровне края. Приподнимите руку на несколько дюймов и ударьте по барабану, возвращая кисть в исходное положение. Сразу после соприкосновения с мембраной убирайте руку. Представляйте себе запястье как отправную точку, от которой выполняется волнообразное движение по направлению к кончикам пальцев – иными словами, вам не следует быть напряженным. Оставайтесь расслабленным и гибким. Таким образом достигается полное, резонирующее звучание, а также слышна реальная высота настройки барабана.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/3.jpg

БАСОВЫЙ ТОН (BASS TONE). (рис. 3) Этот тон задействует самые низкие частоты вашей конги. Вы можете использовать либо основание ладони, либо всю ладонь, либо всю кисть. Точка соприкосновения – центр мембраны, и вы пытаетесь как бы «пройти» сквозь барабан. Попробуйте то оставлять руку на мембране, то убирать ее – это поможет извлечь несколько разное звучание.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/4.jpg

ПРИГЛУШЕННЫЙ ТОН (MUTE OR MUFFLED TONE). (рис. 4) Возвратитесь в положение «открытого тона», но сместите костяшки пальцев к себе примерно на дюйм, так чтобы теперь из всей кисти на мембране оставались только четыре ваших пальца. Ударьте так же, как и при «открытом тоне», но оставьте пальцы на мембране, заглушая резонанс. Надавите на мембрану кончиками пальцев, чтобы обеспечить хороший контакт. Попробуйте следующее упражнение: проиграйте четыре вариации «открытого тона», потом четыре вариации «приглушенного тона». Повторяйте эти восемь ударов до тех пор, пока не начнете различать разницу между двумя техниками.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/5-1.jpg
http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/5-2.jpg

ЛАДОНЬ, ИЛИ ОСНОВАНИЕ КИСТИ (PALM OR HEEL). (рис. 5) Вначале кисть руки полностью лежит на мембране, при этом ладонь находится между центром и краем. Здесь включается в игру запястье: сперва прямо вверх, приподнимая ладонь, а потом прямо вниз, возвращая ладонь в исходное положение и приподнимая пальцы.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/6-1.jpg
http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/6-2.jpg

ПАЛЬЦЫ, ИЛИ КОНЕЦ КИСТИ (FINGERS OR TOE). (рис. 6) Теперь пальцы подняты, а запястье по-прежнему прижимает ладонь к мембране. Быстро поднимите запястье прямо вверх, возвращая ладонь в верхнее положение. Пальцы должны ударить по мембране, причем не только кончики, а все пальцы полностью. Далее: направьте запястье вниз, возвращая ладонь обратно и вновь поднимая пальцы. Повторите комбинацию «ладонь/пальцы», фокусируя внимание на том, чтобы запястье поднималось и опускалось прямо. Попробуйте следующее упражнение: проиграйте один раз комбинацию «ладонь/пальцы» правой рукой, затем переходите к левой руке. Повторите то же самое, старательно фокусируясь на движениях запястья. Это – основа техники Mano Secreta, или «секретной руки», которая позволит вам выполнять быстрые двойные удары и рудименты плавно и без усилий.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/7-1.jpg
http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/7-2.jpg

СЛЭП (SLAP TONE). (рис. 7) Эта техника, пожалуй, наиболее трудная. Прежде чем к ней приступить, вспомните, как мы начинали: расслабленность, пальцы вместе, воображаемое стекло в 6-8 дюймах от поверхности барабана. Примите то же исходное положение, как при «открытом тоне», когда кисть свободно лежит на мембране. Переместите руку примерно на дюйм к центру и слегка сложите ладонь пригоршней. Следите, чтобы большой палец был постоянно прижат к указательному. Это – конечное положение для «слэпа» («шлепка»). Теперь поднимите руку, сохраняя форму «пригоршни» и помня про волнообразное движение от запястья к кончикам пальцев. Затем ударьте по мембране, возвращаясь в то же положение. Техника эта не простая, но если будете оставаться сфокусированными и расслабленными, она к вам придет. Попробуйте следующее упражнение: медленно сыграйте один «открытый тон», потом той же рукой сыграйте один «слэп», затем перейдите к другой руке. Тренируйтесь перед зеркалом и следите за выполнением основных требований: спина прямая, предплечья параллельны полу, полная расслабленность.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article26/tumbao.jpg

РИТМ ТУМБАУ (TUMBAO RHYTHM). Тумбау (tumbao произносится как toom-bow) такой же распространненый ритм при игре на конгах, насколько распространено исполнение восьмых нот на хай-хэте, первой и третьей четвертей на бас-барабане, второй и четвертой – на малом ударной установки. В ходе освоения игры на конгах вы обнаружите, что элементы тумбао присутствуют там всегда (см. упр. 1). Давайте разберем это в подробностях, опираясь на распространенный ритмический рисунок для барабанной установки, о котором я только что упомянул. Заметьте, как левая рука выполняет основную часть работы, и обратите внимание, что происходит на первой и третьей долях. Применяемая здесь техника «ладонь» эквивалентна ударам бас-барабана. Она может фактически задавать темп. Представьте, что пальцы – это подобие хай-хэта, обеспечивающего деление на восьмые. Заметьте, что «слэп» соответствует второй доле. Представьте себе, что это малый барабан, на котором играет ваша правая рука. Далее: можно сказать, что два «открытых тона» в конце ритмического рисунка, придающие ритму ощущение завершенности, напоминают том. Проиграйте многократно этот рисунок в разном темпе, можете даже изобразить некое подобие свинга.

ИГРАЙТЕ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Это лишь начало вашего путешествия в мир игры на конгах. Как и с любым музыкальным инструментом, здесь важно обучиться основным правилам, а уже потом пробовать собственные идеи и экспериментировать. Я придерживаюсь философии, которая заключается в трех принципах: практика, слушание, игра. Независимо от того, музыкантом какого уровня вы являетесь, вам всегда нужно следовать этим трем принципам – и, что наиболее важно, выполнять их с удовольствием. Желаю вам приятной игры на конгах, а пока можете передохнуть!