Секреты координации барабанщиков. часть 1

Соберите пять барабанщиков вокруг тренировочного пэда, произнесите слово "координация" и посмотрите, что произойдет. Такое ощущение, что для разных барабанщиков координация имеет разные значения.

У кого-то это слово вызывает в уме небывалые ритмические трюки и потрясающую ловкость Virgil Donati или Horacio "El Negro" Hernandez. Для других путь к овладению искусством координации – это “перекаченная” игра Thomas Lang или Mike Mangini. Третьи будут говорить о двусторонних инновациях Kenwood Dennard или о необъяснимых полиметрических приступах от Pete Zeldman, приводя их в качестве бесспорных примеров прогрессивных ритмических форм. Когда же речь заходит о педагогической стороне, барабанщики цитируют классиков, проповедующих независимость всех четырех конечностей при игре: 4-Way Coordination ("Четырехсторонняя координация") авторов Marvin Dahlgren и Elliot Fine, New Breed ("Новая поколение") Gary Chester и, конечно же, Advanced Techniques For The Modem Drummer ("Усовершенствованные техники для современного барабанщика") Jim Chapin.

"В юные годы я, можно сказать, ел, пил и спал вместе с книгой Jim Chapin, – вспоминает Bill Bruford (Earthworks, Yes, King Crimson). – Она до сих пор предлагает одно из самых доступных объяснений координации в джазе и свинге, а сегодня, к тому же, как нельзя лучше подходит в качестве сборника упражнений для хип-хопа и фанка. Недавно я вновь потратил на нее некоторое время, упражняясь в игре с ведущей левой рукой".

Несмотря на то, что при первой публикации в 1948 году, книга Advanced Techniques For The Modern Drummer была признана совершенно непригодной для обучения игре, позднее она сделалась настоящей Библией по обучению координации – это материал, который каждый уважающий себя барабанщик обязан изучить, усвоить и освоить, пусть даже на это у него уйдет вся жизнь.

"Пианистам и органистам времен Баха независимость была нужна, чтобы вести одной рукой тему, а другой другую, – говорил Jim Chapin нашему журналисту Rick Mattingly в 1994 году. – Так почему же барабанщики должны были играть обеими руками одинаково? Я начал размышлять над возможностью одновременно исполнять второй рукой что-нибудь еще. Эта идея сформировалась у меня в голове к середине 1939 года. Мне лишь нужно было обрисовать механику".

Но возвратимся к дискуссии за круглым столом: журнал Modern Drummer претворил эту идею в жизнь, задав группе барабанщиков следующие вопросы: "Как вы начинали развивать координацию?" "Как вы отыскали и освоили наиболее сложные из своих задач по развитию координации?" "Кто ваши герои в этой области?" Оцените содержательные ответы этих современных мастеров координации – и принимайтесь за работу!

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/1.jpg

Chris Adler.

в вопросах координации ориентируется на: Joey Kramer (Aerosmith)

Какие книги сыграли наиболее существенную роль в развитии вашей координации?

Chris: Я никогда не прибегал к помощи книг или видео, чтобы помочь себе развить координацию. Я не говорю, что следует избегать книг, но во многом мое мастерство только выиграло оттого, что у меня не было возможности формально его выстраивать, классифицировать или анализировать. Думаю, что если бы я имел такую возможность, то непреднамеренно воздвиг бы ненужные барьеры, а разграничение и классифицирование, вероятно, только помешали бы мне с такой легкостью совмещать нетрадиционные идеи.

С чего началось увлечение сложными паттернами?

Chris: Когда я разделался с базовыми рисунками на 4/4, я стал наугад экспериментировать – в правой руке один рисунок, в правой ноге другой, а на фоне этого импровизировал левой рукой и левой ногой. Если какой-то рисунок нравился мне на слух, то он и давался мне гораздо легче, чем когда я пытался вызубрить необходимые рисунок или рудимент, которые мне "требовалось" знать. Для развития независимой работы конечностей не существует хитрых приемов, тут главное – отыскать свою зону комфорта. А это занимает значительное количество практики и времени.

Возможно ли разучивать приемы координации без барабанов, а уже потом применять их при игре на установке?

Chris: Разумеется. Поскольку я не могу иметь доступ к установке 24 часа в сутки и семь дней в неделю, то я постоянно слегка стучу под воображаемый ритм у себя в голове – или под звуки любого случайного прибора, машины или двигателя, которые находятся в пределах слышимости. Это лучшее время для того, чтобы попробовать что-нибудь новое и придумать собственные ритмические рисунки. Никакого давления со стороны, никаких неуклюжих попыток. А потом, когда в очередной раз садишься за установку, то уже пробуешь эти идеи на практике. Из меня не получился бы такой барабанщик, каким являюсь сейчас, без тех умственных экспериментов, которые я прорабатываю, когда рядом нет барабанной установки.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/2.jpg

Bill Bruford.

координацией занимался по книге Jim Chapin "Advanced Techniques"

оказали влияние: Tony Williams "Seven Steps to Heaven"

Какие упражнения или практические занятия сыграли для вас наибольшую роль в развитии независимости конечностей в целом?

Bill: Полезно знать, как ваш мозг осуществляет левосторонний и правосторонний контроль. Некоторые начинают открывать двери левой рукой или делают домашние дела, используя в основном левую руку. Тут речь идет уже не только о координации – это помогает лучше развить вашу слабую сторону в целом.

Насколько важно считать вслух при выполнении упражнений на развитие независимости?

Bill: Считать во время игры – это, конечно, тоже развивает координацию. Счет про себя, а еще лучше вслух, очень помогает держать пульс и его деления. Но это упражнение для усвоения ритма; я не считаю в уме во время выступлений.

Как развитие улучшенной координации помогает вашей игре в целом?

Bill: Размышляя над стратегиями в подходе к игре на установке, мне приходит на ум сравнение с владением языком. Если бы мы все играли на барабанах так же, как говорим, это было бы замечательно. Иногда бывает достаточно одного слова, а иногда требуется заумная речь для особых случаев, с множеством причудливых фраз и парочкой аллюзий из греческого в придачу (Аллюзия [лат. alludere - подшучивать, намекать] - выражение, при помощи которого говорящий намекает на известное историческое событие, литературное произведение, образ и т. п. - прим. Drumspeech.com). Я могу выдать вам оглушительный монотонный бой из повторяющихся клише, если хотите, но подобная игра вас довольно быстро утомит.

Хорошая координация улучшит и расширит ваш "словарный запас", так что вы сможете выражать свои фразы при помощи более богатых, разнообразных и интересных средств.

Что побуждает вас разрабатывать новые паттерны для развития координации?

Bill: Я считаю, что очень полезно сперва вслушаться рисунок, а уже потом пробовать его сыграть. Если ваш репетитор предварительно проиграет его в медленном темпе, чтобы вам было хорошо слышно, как он звучит, или если у вас есть возможность запрограммировать драм-машинку, то это вам поможет. Кроме того, пробуйте выписывать ноты для каждой из конечностей и играть их одновременно, от самых простых комбинаций к наиболее сложным. Лично я предпочитаю иметь ноты перед глазами, чтобы было четко видно, где какие конечности играют одновременно (если такие места встречаются). Видимо, так мой мозг быстрее все усваивает.

Цель всех этих технических моментов – научиться играть то, что вы слышите, по своему усмотрению. Когда мы говорим, большинство из нас выполняют все необходимые движения языка, губ и горла "автоматически". Не возникает никакого временного зазора между мыслью и ее выражением. Как раз над этим вы и работаете при развитии координации. И тогда наибольший интерес приобретает не механика выражения мысли, а сама выраженная мысль.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/3.jpg

Keith Carlock

кординацией занимался по книгам Gary Chester "The New Breed" и Ted Reed "Syncopation"

оказали влияние: David Garibaldi

Как вы обычно осваиваете сложные ритмические рисунки?

Keith: Следует начинать медленно и с отдельных конечностей. Скажем, я могу начать с правой руки и правой ноги, а потом добавляю левые руку и ногу. Обычно исполняются комбинации из одиночных ударов, двоек и форшлагов, и если знаешь, как работают твои конечности вместе, то тебе и сыграть все вместе удается гораздо быстрее, чем когда приходится думать над каждой конечностью в отдельности. Уметь играть в разном темпе – это всегда очень нелегко и является прекрасным упражнением для тренировок.

Как совершенствование координации помогает вашей игре в целом?>

Keith: Если вы всегда стараетесь играть что-нибудь сложное только потому, что вы это умеете, то такая игра лишена смысла и может лишь сбить вас с пути. Прежде всего важно думать о том, какое чувство несет ваша игра, а если у вас к тому же есть возможность воспользоваться запасом идей по развитию координации, чтобы сделать игру более интересной без нарушения течения музыки и созданной атмосферы, то это просто замечательно.

Многие молодые барабанщики полагают, что музыка служит им лишь в качестве сопровождения, на фоне которого они могут демонстрировать все свои разученные фишки. Улучшенная координация и хорошая техника – это наши инструменты для того, чтобы исполнять музыку, а не наоборот.

Что побуждает вас придумывать сложные рисунки для развития координации?

Keith: Чаще всего это что-нибудь такое, что происходит случайно на концерте. Например, я пытаюсь исполнить что-нибудь уже слышанное мной ранее, но у меня может не вполне получиться, и тогда вместо задуманного выходит какая-нибудь другая вещь. Мне нравится, когда так происходит, потому что это подсказывает новые идеи, которые прежде не приходили мне в голову, и побуждает меня развивать их и дальше. "Случайности" тоже могут быть весьма полезны в креативном плане!

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/4.jpg

Billy Cobham

координацией занимался по книге Sam Ulano "Drummer's Rudimental Guide and Foot Development"

оказали влияние: Buddy Rich "West Side Story"

Какие упражнения сыграли для вас наибольшую роль в развитии независимости в целом?

Billy: Способность использовать во время работы свои "внутренние часы" или "метроном в голове", т.е. то, что контролирует мои биологические часы на протяжении жизни. Например: используя размер 4/4, играем на басу все четыре доли, 2 и 4 доли – на хай-хэте, и одновременно выполняем одиночный парадидл (сначала один раз на такт). Не снижая скорости обеих ног, играем этот же парадидл два раза на такт. И продолжаем в том же духе, пока не будет получаться играть по четыре парадидла на такт, при этом сохраняя ровный темп.

Какие советы вы могли бы дать начинающему барабанщику для развития координации и независимости конечностей?

Billy: Учитесь правильно сидеть и обращаться с барабанной установкой. Это тоже умение, как, к примеру, сидеть за столом во время еды. Держите стопы на педалях бас-барабана и хай-хэта таким образом, чтобы они стали неотъемлемой частью этих инструментов. Всегда сохраняйте гибкость в верхней части туловища. Используйте мышцы живота для концентрации силы и проекции ее при ударе.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/5.jpg

Virgil Donati

Как вы осваиваете сложные ритмические рисунки?

Virgil: Во-первых, попробуйте просто исполнять все в медленном темпе. Это помогает уяснить, как разные части взаимодействуют между собой. Второй момент – добавляйте каждый раз по одному "слою". Если ритмический рисунок включает работу всех четырех конечностей, начинайте с двух слоёв. Когда вы их освоите, добавьте следующий, потом еще один.

Какие советы вы могли бы дать начинающим барабанщикам для развития координации и независимости?

Virgil: Важно свободно владеть всеми мелкими длительностями и ритмическими фигурами музыкального размера. Большинство из нас довольно легко могут научиться чувствовать сильные доли, однако нужно много работать, чтобы понять и прочувствовать другие возможности – произвольно расположенные восьмые ноты, шестнадцатые, различные виды триолей и т.п. Это обеспечит вам базу, благодаря которой вы сможете располагать удары в разных частях такта, научитесь чувствовать сложные ритмы и в конце концов сумеете понять, как добиться того, чтобы каждая конечность могла играть независимо от других.

Возможно ли разучивать приемы координации без барабанов, а уже потом применять их при игре на установке?

Virgil: Я много раз ловил себя на том, что, когда веду машину отбиваю на рулевом колесе полиритмические комбинации и таким образом тренирую независимость конечностей. Отработка переходов с 5:3 на 5:4 и с 7:3 на 7:4 – в числе моих самых любимых "дорожных" упражнений.

Что побуждает вас придумывать сложные рисунки для развития координации?

Virgil: На определенном этапе ритмика становится инстинктивной, как дыхание. Я постоянно слышу и ощущаю различные ритмические вариации. Некоторые из них я могу просто сесть и сыграть без особого труда, над другими приходится продолжительное время работать, прежде чем удается исполнить их безупречно. Если я что-то слышу, то у меня непременно возникает порыв попробовать это на практике – на барабанах или на фортепиано, если речь идет о сочинении музыки. И мое основное стремление при экспериментах с комбинациями независимых ритмов – чтобы все они служили музыке.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/8.jpg

Terreon Gully

координацией занимался по видеошколе Thomas Lang "Creative Control"

оказали влияние: Tony Williams

Как вы начинали развивать координацию конечностей?

Terreon: Я начинал с исполнения джазового рисунка на райде одновременно с игрой на хай-хэте, а затем добавлял упражнения с различными видами триолей на бас-барабане и малом. Именно в этом я практиковался больше всего. Я упражнялся ежедневно в течение часа, постепенно убыстряя темп. Я и до сих пор кое над чем продолжаю работать, чтобы добиться еще большей скорости. Даже сегодня во время разминки или тренировок я применяю этот подход к координации. Играть комбинации из восьмых и шестнадцатых триолей левой рукой против правой ноги и тарелки райд - непростая задача. Таких комбинаций бесконечное множество.

Какие советы вы могли бы дать начинающему барабанщику для улучшения координации?

Terreon: Практиковаться медленно и постоянно под метроном. Звучит просто, но в этих словах заключена истина. Выполняйте упражнение достаточно медленно до тех пор, пока не будете играть рисунок без запинок. Зачастую мы сосредотачиваем все внимание на скорости, однако гораздо важнее играть правильно и без спешки. Не забываем, что изучение координации в итоге должно привести к хорошей музыке.

Следует как можно больше музицировать, а не просто упражняться. В современном джазе практикуется "разделение" разума и тела; требуется уделять много внимания координации и много слушать, чтобы добиться такого разделения. Вы должны одновременно играть композицию, слушать, что играют другие, и отвечать своей игрой. А в фанке вы просто стелите ритмический рисунок – от вас не требуется до такой степени взаимодействовать с другими музыкантами. Когда люди видят джазовых барабанщиков, то даже не представляют себе насколько независимо играют конечности, до того легко и музыкально исполняют они свою игру.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/6.jpg

Gavin Harrison

координацией занимался по книге Ted Reed "Syncopation"

оказали влияние: Billy Cobham

Как вы осваиваете сложные ритмические рисунки?

Gavin: Обычно я их записываю, чтобы было видно, какие конечности должны играть вместе в тот или иной момент. Это ключевые места – к ним я прислушиваюсь, когда выполняю упражнение. Иногда я бьюсь над каким-нибудь рисунком, потому что там в одном месте, скажем, нужно сыграть две ноты на малом барабане левой рукой и две ноты на бас-барабане, но при этом бас-барабан вступает на втором ударе малого. Как только я пойму, в чем тут загвоздка, я смогу разработать упражнение, в котором основное внимание будет уделяться именно таким моментам. Я разбиваю рисунок на несколько более коротких частей, чтобы докопаться до проблемы и привести все в соответствие.

Помните ли вы какие-нибудь записи в исполнении барабанщиков, которые содержали бы особенно необычные приемы по координации, над которыми вам доводилось работать?

Gavin: Я помню, как в начале 80-х увидел по телевизору программу с Billy Cobham. Он исполнял такой повторяющийся рисунок: правая рука играет восьмые – на малом, томе 2, томе 3, томе 4 (повторяются четыре ноты). А левой рукой он одновременно играет шестнадцатые – на малом, томе 2 и томе 1 (повторяются три ноты). Правая рука движется по часовой стрелке, левая – против часовой стрелки, при этом обе руки играют разные по длительности циклы: правая – 4, левая – 3. За счет разницы тонов это звучит очень музыкально, особенно если убрать струны на малом барабане.

http://www.drumspeech.com/image/articles/article31/7.jpg

Horacio El Negro Hernandez

координацией занимался по книгам: Jim Chapin "Advanced Techniques", Gary Chester "New Breed"

Какие упражнения или практические занятия сыграли для вас наибольшую роль в развитии независимости конечностей в целом?

Horacio: Раньше я практиковался по книге Gary Chester с метрономом, установленным на 40 bpm, потом играл то же самое при 80 и 120 bpm. Шестнадцать лет назад это было здорово!

Какие советы вы могли бы дать начинающему барабанщику для развития координации и независимости конечностей?

Horacio: Учащемуся очень важно определиться, какого рода музыка нравится ему лично, чтобы можно было выстроить весь процесс обучения координации в соответствии с данным музыкальным стилем. Если начинающие разучивают ритмические рисунки, они тем самым себя ограничивают. А вот если они изучают координацию, у них появляется возможность открыть для себя неисчислимое множество рисунков.

Насколько важно считать вслух при выполнении упражнений на развитие независимости конечностей?

Horacio: Очень важно знать, где проходит "пульс" исполняемой нами вещи, поэтому мы и учимся считать. И, кроме того, счет – это еще и пятая конечность. Координацию нам нужно изучать не только для внутреннего развития, но еще и для того, чтобы, играя на своих инструментах, мы в то же время могли совершенно свободно слушать других исполнителей, аккомпанировать или подстраиваться под все то, что происходит вокруг нас на сцене.

:: по материалам журнала Modern Drummer
wwwmoderndrummer.com

© 2004-2008 wwwdrumspeech.com